Военно-исторический клуб ''Gettysburg''
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Военно-исторический клуб ''Gettysburg''

Всеукраинский форум реконструкторов Гражданской Войны в США 1861-1865
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 Индейцы в аду: стрелки 1-го Мичиганского под Питерсбергом

Перейти вниз 
АвторСообщение
Cpl. Tom Barlow
Admin
Cpl. Tom Barlow


Сообщения : 836
Дата регистрации : 2012-03-08
Возраст : 37
Откуда : Kharkov

Индейцы в аду: стрелки 1-го Мичиганского под Питерсбергом Empty
СообщениеТема: Индейцы в аду: стрелки 1-го Мичиганского под Питерсбергом   Индейцы в аду: стрелки 1-го Мичиганского под Питерсбергом EmptyСб Мар 31, 2012 12:58 am

Статья Гордона Берга. Оригинал был опубликован в журнале Civil War Times в июне 2007 г.
30 июля 1864 г. под осажденным Питерсбергом разверзлись ворота в ад, и ад этот создали сами люди. Лейтенант 30-го Цветного полка армии США Фримэн Боули был в числе тех, кому в то душное летнее утро пришлось отчаянно драться за свою жизнь. Однако его чернокожие сослуживцы были не единственными "цветными" в синей форме, кто пытался выжить под палящим солнцем и губительным огнем конфедератов.

"С нами была рота индейцев из 1-го Мичиганского стрелкового полка" [S.S., Sharpshooters - далее просто "стрелки"], - вспоминал Боули много лет спустя. - "Индейцы воевали просто замечательно. Они карабкались к самому краю насыпи, поднимались, быстро и метко стреляли и снова соскальзывали вниз"

Всего в Войне Севера и Юга приняло участие более двадцати тысяч индейцев. Возможно, самыми известными из них были солдаты-чероки генерала Стэнда Уэйти, которые воевали за конфедератов на Трансмиссисипском Западе. Но под Питерсбергом сражались не чероки, а главным образом чиппева и оттава из роты К 1-го Мичиганского стрелкового. Эта рота стала самым крупным индейским подразделением федеральной армии на восточном театре военных действий.
Зачем эти люди, которые не были гражданами США и не подлежали призыву, покинули свои девственные сосновые леса и сверкающие озера, где жили тысячи лет, и отправились воевать и умирать в Вирджинию? Что заставило индейцев, которые уже привыкли не ждать от белых ничего хорошего, послать своих отцов, сыновей и братьев сражаться за свободу чернокожих, хотя они сами были не вполне свободными? Почему люди, которых мичиганские газеты клеймили как "полудикую, нищую, тёмную и беспомощную расу", стояли насмерть на окровавленных склонах Воронки, когда другие солдаты бежали в ужасе?
Индейские воины из роты К оказались в траншеях под Питерсбергом потому, что к концу 1863 г. федеральная армия отчаянно нуждалась в новобранцах. Президент Линкольн разработал жесткие квоты по призыву для губернатора каждого штата. А еще два года назад законодательное собрание штата Мичиган отклонило предложение Джорджа Копуэя, известного методистского проповедника из племени чиппева, сформировать полк из индейцев Великих Озер - "выносливых, сметливых, осторожных и быстрых, как олени".
Однако на полях сражений от Шайло до Геттисберга погибло слишком много мичиганских парней, и властям штата пришлось делать выводы. Они все-таки приняли решение допустить индейцев на военную службу и даже предоставить новобранцам гражданство. В конце 1862 г. вербовщики из округа Оушена у восточного побережья озера Мичиган доложили властям, что они записали в солдаты "тридцать четыре индейца, которых указанный округ считает своими гражданами". Решение было во всех отношениях мудрым - с одной стороны, чиновники проявили демократизм, а с другой, освободили от призыва равное количество белых мужчин, обладавших всеми гражданскими правами.
Тем временем полковник Чарльз Делан, ветеран 9-го Мичиганского, активно прочесывал удаленные районы штата, отбирая рекрутов в стрелковый полк. Ему нужны были люди, умевшие бесшумно передвигаться и убивать одним выстрелом. Американские индейцы казались идеальными кандидатами, но с ними еще следовало договориться.
Лоренс Хоптмэн в своей замечательной работе "Меж двух огней" пишет: мичиганские индейцы надели синюю форму прежде всего из-за крайней нужды - так они хотели поправить свое бедственное положение - и потому, что хотели получить от правительства новые гарантии охраны своих исконных земель. Вожди думали, что, отличившись на войне, индейцы смогут заключить более выгодный договор. Тем не менее, простым воинам они говорили другое. Вождь чиппева-сагино, Нок-ке-чик-фо-ме, выступая в Детройте перед молодыми воинами своего племени, сказал: "Если южане победят, они вас заставят служить себе, как собак. Никто нам тогда не поможет, и у нас отберут наши дома, нашу землю и могилы наших друзей".
Примерно то же говорил 4 июля 1863 г. вождь оттава По-бо-ме в резервации в округе Оушена, и в армию решило вступить 25 человек. Проводить их вышло почти все племя. На пристани в Пентуотере новобранцев посадили на пароход и отправили на сборный пункт в Детройт. Среди них был и 23-летний Антуан Скотт, которого впоследствии представили к Почетной медали Конгресса. Другие новобранцы пришли с Медвежьей реки, из Литтл-Трэверс, Шарлевуа и Лакруа, из резервации Изабелла на Нижнем полуострове. Одним из первых записался Томас Ке-чи-ти-го - высокий, сильный человек по прозвищу "Большой Том". В 1861-м его не взяли в армию, но затем он дослужился в роте К до сержанта.
Одним из самых успешных агитаторов был второй лейтенант Гаррет Граверэ. Его родственники по отцу, торговцу пушниной Анри Граверэ, происходили из племени оттава (отец был французским метисом), а по матери, Софи Бэйли, - чиппева. Еще очень молодой, 23 лет, Граверэ был местной знаменитостью - он получил хорошее образование. Граверэ привел в армию даже своего отца - тому уже было 55 лет, но записался он как 45-летний. Граверэ-старший стал сержантом в роте К и единственным неиндейцем в ее составе.
Пока полковник Делан охотился в Индиане за партизанами южного генерала Джона Моргана, лейтенант Граварэ вместе с первым лейтенантом У. Дриггсом и капитаном Э. Эндрессом занимался обучением новобранцев роты К. По возвращении Делан застал 80 хорошо вышколенных солдат, из которых, "бесспорно, должны были получиться хорошие стрелки". Всего в роте К за время войны отслужило около 150 индейцев.
Делан распорядился "относиться к индейцам с большой осторожностью, предоставлять им всю необходимую и точную информацию по любому поводу". Они должны были получать такое же жалование, как и белые солдаты (13 долларов - ежемесячный оклад, 25 долларов - премия от государства и 50 долларов - премия от штата). Для сравнения, чернокожие солдаты из "цветных" полков получали только 10 долларов в месяц, пока в июле 1864 г. Конгресс не уравнял плату.
Однако, как и негры, индейские солдаты начали войну вдали от передовой - в основном их задействовали на охране военных складов и военнопленных. В августе 1863 г. семь рот 1-го Мичиганского были переброшены к Кэмп-Даглас у Чикаго, где содержались пленные конфедераты. Индейцы безропотно переносили рутинную и скучную работу; как вспоминал потом Чарльз Биббинс из роты E, "они всегда держались особняком и не общались с остальными солдатами". Однако там, где не было развлечений, индейцы сами по себе были развлечением - на них собирались поглазеть толпы чикагских зевак.
Наконец 8 марта 1864 г. 1-й Мичиганский получил приказ выдвигаться в Аннаполис (штат Мэриленд), где формировался IX корпус Потомакской армии под командованием генерал-майора Э. Бернсайда. Спокойная жизнь для индейцев из роты К закончилась до самого конца войны, когда генерал Ли капитулировал в Аппоматоксе.
Боевое крещение рота К получила 6 мая 1864 г. в битве в Глуши. Перед боем индейские солдаты вымазались в грязи и в траве, чтобы замаскировать свою синюю форму. Затем это стало обычной практикой.
В бою был тяжело ранен и через неделю скончался во Фредериксберге сержант Чарльз Аллен. Это стало первой потерей роты К. 12 мая в болотистой чаще у Спотсильвании рота пережила тяжелый бой с северокаролинскими солдатами бригадного генерала Дж. Лэйна. Восемь человек погибли (в их числе оказался и Граверэ-старший), а еще двое впоследствии умерли от ран.
Потомакская армия двинулась от Джеймс-ривер на юг. 17 июня рота К вместе со всем 1-м Мичиганским полком участвовала в атаке 3-й дивизии генерала О. Уилкокса на плацдарм конфедератов у дома Шэнда под Питерсбергом. Удар был яростным, но плохо организованным. Стрелки Делана глубоко вклинились в позиции противника и закрепились там, но оторвались от своих и были окружены.
Около 10 часов вечера остатки пяти северокаролинских полков из бригады генерала М. Рэнсома под прикрытием артиллерийского огня контратаковали стрелков. После жаркого боя, часто переходившего в рукопашный, северянам пришлось отступить, а тех, кто прикрывал отход, конфедераты заставили сдаться. Много индейских ружей с прикладами, украшенными затейливой резьбой, досталось солдатам 56-го Северокаролинского полка.
В этом бою рота К потеряла двух человек. 9 июля в Вашингтоне умер от ран Оливер Ар-пе-тарге-жик; его похоронили на Арлингтонском национальном кладбище. А ещй через день скончался лейтенант Гаррет Граверэ. Он был похоронен вместе с отцом на острове Макинак, священной земле своего народа. Однако о самой большой потере узнали не сразу. Более 80 солдат, включая 14 из роты К, попали в плен и были отправлены в Андерсонвилльскую тюрьму, из них 37 (8 - из роты К) так и не вернулись.
В следующем месяце солдаты роты К занимались обычными делами осадной войны - рытьем траншей, разведкой и снайпингом. Грязь, мухи и удушливый зной стали их постоянными спутниками. Лейтенант Боули вспоминал, как индейцам приказали найти и ликвидировать вражеского снайпера, который засел где-то поблизости.
"Примерно в миле от наших позиций стояла высокая труба", - рассказывал Боули. - "Весь день индейцы просто наблюдали за ней, никто не стрелял. Солнце уже село, сгущались сумерки, когда один из индейцев выстрелил. Мы видели, как с трубы упал человек. Он потерял осторожность и открылся, тут индеец его и снял". Тогда Боули еще не знал, что его жизнь и жизни солдат из роты К вскоре тесно переплетутся у Эллиотс-Сейлиент, в месте, которое затем назовут Воронкой.
Чтобы положить конец безуспешной осаде Питерсберга, Бернсайд решил просто взорвать оборону конфедератов. По плану следовало проложить под их позициями тоннель длиной в 510 футов и заложить туда 8 тысяч фунтов пороха. Четыре бригады из его IX корпуса во главе с Цветной дивизией генерала Э. Ферреро должны были броситься в пролом, смести защитников стремительной атакой, занять господствующую высоту (Семетери-Хилл) и на плечах конфедератов ворваться в город.
Грант и генерал-майор Дж.Мид план в принципе одобрили, но настояли, чтобы дивизия Ферреро не возглавляла атаку - они опасались, что в случае неудачи северные аболиционисты обвинят их в массовом убийстве необученных чернокожих солдат. Тогда Бернсайд приказал командирам трех своих белых дивизий тянуть жребий. Короткую соломинку вытянул генерал Дж.Ледли, самый ненадёжный из них. Дивизия Ферреро (а с ней и 30-й полк Боули) шла последней.
Когда раздался страшный взрыв, превративший участок обороны конфедератов в гигантскую воронку, Боули находился примерно в четверти мили от передовой. Он вспоминал: "Сначала была ослепительная красная вспышка, потом пошел черный дым, раздался ужасный грохот, сменившийся глухим ревом. В небо поднялся столб дыма и пыли, а с ним - огромные пласты глины и какие-то темные предметы - видимо, люди или пушки. Потом все это снова рухнуло на землю с таким же грохотом, как и в первый раз".
Однако после взрыва все пошло кувырком. Когда рота К вошла в воронку, там находилась огромная неуправляемая масса людей. Частью раненые, частью оглушенные, они не знали, куда идти и что делать. Те, кто смог добраться до позиций конфедератов, наткнулись на невообразимый лабиринт из ям, траншей, стрелковых ячеек и крытых переходов. Но что хуже всего, противник оправился от первого шока и готовил контрудар.
Стрелки оказались на самом краю левого фланга этой дезорганизованной толпы. Вместе с солдатами из 2-го и 20-го Мичиганских полков они смогли укрыться в оставленном конфедератами форте. Неизвестно, видели ли они отчаянную, но безуспешную атаку негритянских полков на правом фланге. Управлять войсками было невозможно - приказов просто не слышали. Люди карабкались по краям воронки, чтобы как-то уйти от огня конфедератов. Под безжалостным солнцем трупы убитых скоро распухли; за ними прятались те, кто был еще жив.
Во всем этом хаосе индейцы сохраняли поразительное спокойствие. Лейтенант У. Рэндалл из роты I вспоминал: "Индейцы держались с большим хладнокровием. Они высовывались из укрытия, стреляли по "джонни", затем прятались внутрь и снова высовывались, чтобы посмотреть, попали ли в цель". Лейтенант Боули говорил, что видел, как "четверо смертельно раненных индейцев собрались вместе, закрыли головы рубахами и запели песню смерти... так вместе и умерли".
В официальных источниках сведений о действиях 1-го Мичиганского в Воронке осталось мало. Полковник Делан был контужен почти сразу после начала боя и отправлен в тыл. Принявший командование капитан Элмер Дайси попал в плен и не оставил отчета.
Однако Рэймонд Херек, современный полковой историк, собрал воедино все кусочки информации о последних минутах полка в Воронке. "Часть стрелков", - писал Херек, - "в их числе рядовые Сидни Хэйт, Антуан Скотт и Чарльз Тэтчер, держалась до последнего, прикрывая отход остальных. Скотт из роты К оставил форт одним из последних... Тэтчер, Хэйт, Скотт и Депай представлены к Почетной медали Конгресса". Тэтчер, Хэйт и Депай, все белые, получили медали в 1896 г. Скотт, индеец-чиппева из Пентуотера, умер в 1878 г. и скорее всего даже не узнал о своем подвиге.
По данным Херека, в Воронке из роты К погибли только трое, еще один был ранен, а шесть попали в плен и вместе с остальными сдавшимися стрелками были отправлены в Дэнвилль. Всего 1-й Мичиганский в этом бою потерял 62 человека.
Воронка стала для индейских стрелков последним крупным сражением, хотя война для них и не закончилась. Рота К потом участвовала в боях у Римз-Стэйшн, Пиблз-Фарм, Хэтчерз-Ран и последнем штурме Питерсберга в апреле 1865 г. 1-й Мичиганский первым в армии Союза вошел в оставленный город. Солдаты участвовали в большом параде в Вашингтоне 23 мая 1865 г., а 28 июля были демобилизованы.
Из 1300 бойцов 1-го Мичиганского стрелкового полка только 23 офицера и 386 солдат вернулись домой. Маленькая пенсия - вот и все, что правительство могло предложить семьям погибших и инвалидов. Пожизненное пособие Софи Граверэ, потерявшей в чужой войне и мужа, и единственного сына, составило 15 долларов в месяц.

Источник: http://cherokee-brave.livejournal.com/28401.html
http://www.historynet.com/american-indian-sharpshooters-at-the-battle-of-the-crater.htm
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/eternal_tom
 
Индейцы в аду: стрелки 1-го Мичиганского под Питерсбергом
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Индейцы в Гражданской Войне.

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Военно-исторический клуб ''Gettysburg'' :: История Гражданской войны в США :: Интересные факты-
Перейти: