Военно-исторический клуб ''Gettysburg''
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Военно-исторический клуб ''Gettysburg''

Всеукраинский форум реконструкторов Гражданской Войны в США 1861-1865
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 Stand Watie (Стэнд Уэйти)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Cpl. Tom Barlow
Admin
Cpl. Tom Barlow


Сообщения : 836
Дата регистрации : 2012-03-08
Возраст : 37
Откуда : Kharkov

Stand Watie (Стэнд Уэйти) Empty
СообщениеТема: Stand Watie (Стэнд Уэйти)   Stand Watie (Стэнд Уэйти) EmptyПт Май 18, 2012 11:50 pm

Stand Watie (Стэнд Уэйти) Cc99d98feff932932f134c87632b50ab
Стэнд Уэйти, англ. Stand Watie (Uwatie) (12 декабря 1806, Уткалога, территория чероки, ныне Кэлхун, штат Джорджия, США — 9 сентября 1871, Хани-Крик, Оклахома) (известен также как Стэндхоуп Уэйти, Дегатага, Айзек С. Уэйти) — вождь индейцев чероки, бригадный генерал армии конфедератов во время Гражданской войны в США. Командовал индейской кавалерией, состоявшей в основном из племён чероки, маскоги и семинолов.
Последним из генералов Конфедерации сложил оружие перед федеральными войсками.

Молодость

Уэйти родился в посёлке Уткалога (Oothcaloga) на территории народа чероки (ныне город Кэлхун, штат Джорджия). Его отцом был Увейти (Uwatie, на языке чероки «древний»), который крестился и принял имя Дэвид Увейти, и Сюзанна Риз (Susanna Reese) смешаннного европейско-черокского происхождения. К 1827 г. Дэвид Увейти стал богатым рабовладельцем-плантатором. Стенд Увейти при крещении получил имя Айзек Увейти (Isaac Oowatie), однако вместо христианского имени он предпочитал имя Стенд — буквальный перевод своего черокского имени Такертокер (букв. «стой крепко», англ. «Stand Firm»). Позднее он сократил написание своей фамилии и стал Уэйти (Watie) вместо Увейти (Uwatie).
Стенд Уэйти научился читать и писать по-английски в моравской миссионерской школе в г. Спринплейс, штат Джорджия, и в то же время писал статьи для черокской газеты Cherokee Phoenix, где он участвовал в полемике против законов штата Джорджия, направленных против индейцев. Позднее, когда на землях чероки было обнаружено золото, туда хлынули тысячи белых поселенцев, которые стали самовольно захватывать индейские земли. Несмотря на то, что права индейцев защищали федеральные договоры, в 1832 г. правительство штата конфисковало большинство индейских земель, а милиция штата закрыла газету Cherokee Phoenix.
Братья Уэйти поддержали переселение индейцев на Индейскую территорию (ныне штат Оклахома) и входили в Партию Риджа, подписавшего Договор Новой Экоты (en:Treaty of New Echota). Партия Росса, выступавшего против переселения, отказалась ратифицировать данный договор. Уэйти, его семья и многие другие чероки мигрировали на запад вместе со своими рабами; те же, кто остался в Джорджии, были насильственно переселены американским правительством в период до 1838 г. Переселение из-за суровости условий получило название «Дорога слёз», тысячи умерли по дороге. Партия Росса организовала убийство братьев Уэйти и семьи Ридж за предательство, лишь Стэнд Уэйти сумел спастись.
Будучи рабовладельцем, Уэйти стал успешным владельцем плантации в Спавино-Крик (Spavinaw Creek) на Индейской территории. Он служил в Совете племени чероки в 1845—1861, некоторое время был его спикером.

Участие в Гражданской войне

Уэйти был одним из двух индейцев, дослужившихся до генеральского звания в годы Гражданской войны в США — вторым был Эли Паркер из племени сенека, сражавшийся на стороне США.
После того, как вождь Джон Росс и совет племени решили поддержать Конфедеративные штаты Америки, Уэйти организовал кавалерийский полк. В октябре 1861 г. ему было присвоено звание полковника. Хотя он сражался против федеральных войск, он также участвовал в военных действиях между фракциями племени чероки, а также против маскоги, семинолов и других индейцев, поддержавших федеральное правительство США. Уэйти сыграл важную роль в битве у Пи-Ридж в штате Арканзас 6-8 марта 1862 г., в которой победили федералы. Войска Уэйти захватили артиллерийские позиции федералов и прикрывали отступление конфедератов с поля боя.
После того, как племя чероки распалось на фракции, занимавшие различные позиции по поводу поддержки той или иной стороны в войне, Уэйти продолжал возглавлять остатки своей кавалерии. Генерал Сэмюэл Белл Мэкси присвоил ему звание бригадного генерала и поручил ему командование 1-й индейской бригадой, состоявшей из двух полков и трёх индейских батальонов — чероки, семинолов и осаге. Эти войска расположились к югу от Канадской Реки и периодически переходили её, совершая рейды на федеральную территорию. Бригада Уэйти участвовала в ряде сражений и столкновений на западе Конфедерации. Она участвовала в битве при Кэбин-Крик в сентябре 1864 г. — крупнейшей победе Конфедерации, когда Уэйти и генерал Ричард Монтгомери Гано совершили рейд, захватили федеральный поезд с грузом стоимостью примерно в 1 миллион долларов.
23 июня 1865 г., после Битвы у Доуксвилля, Уэйти подписал соглашение о прекращении огня с федеральными войсками, став, таким образом, последним генералом-конфедератом, сложившим оружие в Гражданской войне.

Вождь племени

В 1863 г. после того, как Джон Росс бежал с территории чероки в Вашингтон, Стенд Уэйти был избран верховным вождём чероки.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/eternal_tom
Cpl. Tom Barlow
Admin
Cpl. Tom Barlow


Сообщения : 836
Дата регистрации : 2012-03-08
Возраст : 37
Откуда : Kharkov

Stand Watie (Стэнд Уэйти) Empty
СообщениеТема: Re: Stand Watie (Стэнд Уэйти)   Stand Watie (Стэнд Уэйти) EmptyПт Май 18, 2012 11:53 pm

Стэнд Уэйти родился в 1806 году на территории племени чероки, в городе Ускалога (близ нынешнего города Рим, штат Джорджия). Его индейским именем было Дегатага (варианты перевода - «Стоит-На-Двух-Ногах» или «Двое-Как-Один»), христианским - Айзек Уэйти; имя, под которым он вошел в историю, совместило в себе эти два. Родители Уэйти (он был сыном индейца и метиски) принадлежали к числу сторонников тесного сотрудничества с американцами. Знаменитый военный и политический деятель чероки, Ридж (американцы знали его как Майора Риджа), приходился ему дядей, а журналист Элайс Будино - родным братом.

Уэйти закончил миссионерскую школу, затем участвовал в семейном бизнесе - его семья владела обширными поместьями и держала паромную переправу через реку Хайтауэр. В 22 года Стэнд устроился работать в Верховный суд Территории Чероки, занимался правом и дальше, имел свою адвокатскую контору. Довелось ему поработать и в национальной газете «Чероки Феникс», главным редактором которой был Элайс Будино.

В переломные для индейцев 1830-е годы общество чероки оказалось расколотым, и Стэнд Уэйти был втянут во вражду двух партий. Одну из них возглавил его дядя, Майор Ридж, бывший спикер парламента чероки - Национального совета; его сторонников так и называли «риджитами», или Договорной партией. Лидером другой партии - Национальной, или «росситов» - стал Джон Росс, президент чероки (по традиции президента называли «верховным вождем»). Положение усугублялось еще и тем, что «белые индейцы» - лица смешанного происхождения - пошли в основном за чистокровным индейцем Риджем, когда как «настоящие» чероки - за Россом, называвшим себя «индейцем не по крови, а по духу» (он был чероки всего на 1/Cool.

И Ридж, и Росс представляли собой новый тип индейских лидеров. Оба восприняли «американский образ жизни», оба были рабовладельцами. Причиной для раскола стало принятие Закона о переселении индейцев и конфликт чероки с властями штатов, на территории которых располагались их владения (прежде всего Джорджии). Все попытки чероки законным путем отстоять свое право жить на исконных землях провалились. Власти Джорджии при молчаливом одобрении федерального правительства и лично президента Эндрю Джексона начали репрессии против индейцев. В этих условиях Договорная партия призвала смириться с неизбежным, и уехать за Миссисипи, на Индейскую территорию. Национальная партия заявила, что она не пойдет на предательство интересов народа, и будет бороться до конца.

29 декабря 1835 года риджиты самовольно подписали с американцами соглашение в столице Территории Чероки, Нью-Эчота, выговорив себе право переселиться на более или менее сносных условиях. В их числе был и Стэнд Уэйти. Все понимали, что Майор Ридж не мог отвечать за весь народ чероки. Свои подписи под договором поставили всего несколько сот человек - 2-3% от общего числа. Подавляющее число чероки отвергло договор, его осудила и часть американцев (например, бывший президент США Джон К. Адамс). Личной трагедией Майора Риджа стало то, что он и сам понимал, на что решился. Именно он в свое время провел через Национальный совет закон о смертной казни за несанкционированную уступку земель. Тем не менее, он предпочел сделать то, что считал меньшим злом.

Тем не менее, договор прошел через Конгресс и обрел юридическую силу. Риджиты (около тысячи человек с семьями) переселились «добровольно». Последующие события показали, что это действительно было меньшим злом - Джон Росс не смог ничего изменить. Остальным чероки пришлось пережить кошмар Дороги Слез, когда в 1837 году для их депортации были вызваны войска. Из 14 тысяч индейцев в концентрационных лагерях и во время перехода, от холода и болезней, умерло 4 тысячи человек. Считая главными виновниками произошедшего Майора Риджа и его окружение, росситы вынесли им смертный приговор.

22 июня 1839 года сам Майор Ридж, его сын Джон и Элайс Будино были убиты. Стэнд Уэйти тоже был в числе приговоренных, но ему чудом удалось спастись. Теперь он возглавил Договорную партию. Опасаясь за свою жизнь, он сформировал военный отряд, и между двумя партиями началась настоящая гражданская война. Поскольку убитые были не только соратниками, но и близкими родственниками Уэйти, его вражда с Джоном Россом стала личной. Земля чероки погрузилась в хаос. Люди настолько свыклись с постоянным насилием, что, по словам очевидца, на убийство очередной жертвы обращали не больше внимания, чем на смерть дворового пса.

В племенных преданиях Стэнд Уэйти остался героем - храбрым, хладнокровным и искусным воином. Особенно любили рассказывать о его дуэли с Джеймсом Фомэном, предполагаемым убийцей Майора Риджа. Враги встретились в одной лавке в Арканзасе, купили друг другу выпить, а затем был брошен вызов. Уэйти выбрал нож, Фомэн - кнут, за что и поплатился. Он получил серьезную рану, а когда попытался бежать, Уэйти застрелил его. За это ему пришлось предстать перед судом, однако он быстро оправдался. Росситы сквитались в 1845 года, убив младшего брата Стэнда - Томаса Уэйти. В убийстве участвовал сын Джона Росса.

Кровопролитие удалось погасить только в 1846 году, при вмешательстве федеральных властей - они предложили развести враждующие стороны по отдельным резервациям. Это подействовало на чероки отрезвляюще. Рассказывали, что Росс и Уэйти встретились и прилюдно пожали друг другу руки. По новому договору с США от 17 августа 1846 года все внутренние разногласия на Территории Чероки объявлялись урегулированными.

За следующие пятнадцать лет Территория Чероки смогла восстановиться и превратилась в один из самых развитых районов к западу от Миссисипи. Стэнд Уэйти смог вернуться к своему бизнесу и адвокатской практике. Не оставив и политику, он получил место в Национальном Совете, а в 1857-59 годах был его спикером.

Однако с началом Войны Севера и Юга старые разногласия снова вышли наружу. Стэнд Уэйти открыто заявил о своей поддержке Конфедерации. Еще до войны он основал и возглавил тайное общество «Рыцари Золотого Круга», объединившее рабовладельцев, защитников «южного образа жизни» и противников вождя Росса. 12 июля 1861 года, до официального вступления Территории Чероки в войну, он сформировал добровольческий полк из сторонников Юга. Эти индейцы несли пограничную службу, а отделение под командованием Джоэля Мэйса 10 августа участвовало в битве при Уилсонс-Крик (Миссури). По одним данным, именно индейский солдат застрелил федерального генерала Натаниэля Лайона, ставшего первым генералом, убитым на войне.

7 октября 1861 годна чероки заключили союз с Конфедерацией, но размежевание между ее активными сторонниками (Уэйти) и теми, кто пошел на союз под давлением обстоятельств (Росс) началось почти сразу же. Из двух коннострелковых полков, сформированных на Территории Чероки, 1-й полностью состоял из росситов (многие из которых были членами традиционалистского тайного общества Китува, созданного при поддержке миссионеров-аболиционистов), 2-й - из риджитов. В дальнейшем им предстояло воевать друг с другом - после участия в карательной экспедиции против индейцев-диссидентов (зима 1861 года) и особенно после оккупации Территории Чероки северянами (лето 1862 года) 1-й полк Чероки практически в полном составе дезертировал. Сторонники Джона Росса объявили о разрыве с Конфедерацией и отмене рабства. Со своей стороны, индейские конфедераты - пользуясь тем, что Росс отбыл в эмиграцию - объявили верховным вождем Стэнда Уэйти. На Территории Чероки началась вторая гражданская война. Солдаты враждующих армий друг друга в плен брали редко. Территорию покинули тысячи беженцев, в их числе и семья Уэйти.

На службе у конфедератов Стэнд Уэйти быстро выдвинулся, став сначала полковником, а затем (6 мая 1864 года) и бригадным генералом. Он показал себя искусным партизанским командиром; его солдаты даже верили, что он заговорен от пуль. Вышестоящие командиры нередко отмечали, что хотели бы видеть такое рвение и в своих белых подчиненных. На счету солдат Уэйти было больше боев, чем у любого другого подразделения к западу от Миссисипи. Они воевали не только на Индейской территории, но и в соседних штатах - Канзасе, Арканзасе, Миссури. В битве при Пи-Ридж 7-8 марта 1862 года чероки атаковали и оттеснили несколько рот федеральной кавалерии, затем с бою взяли артиллерийскую батарею. После поражения конфедератов солдаты Уэйти прикрывали отход, всеми силами стараясь, чтобы он не превратился в разгром. Один из его солдат вспоминал: «Не знаю, как нам удалось захватить те пушки. Но за Уэйти можно было пойти даже в пасть смерти. Он отдал приказ и сам бросился вперед, а мы с боевым кличем ринулись за ним. Мы дрались, как тигры, каждый из нас против троих врагов. Видимо, Уэйти берегут духи - ведь все было против нас!». Главными достижениями индейского генерала стали захват парохода «Дж. Р. Уильямс» (15 июня 1864 года) и победа во втором сражении при Кэбин-Крик (19 сентября 1864 года), когда конфедератам достались трофеи на сумму в полтора миллиона долларов.

Уэйти пришлось сражаться в сложнейших условиях. Родина индейских солдат была разорена гражданской войной. С «вынужденными дезертирствами» (когда солдаты самовольно отлучались домой, чтобы хоть чем-то помочь бедствующим семьям) Уэйти ничего не мог поделать. Хуже было другое: у конфедеративного руководства не было ни времени, ни средств заниматься индейскими проблемами. Воинское снаряжение им, как правило, приходилось добывать самостоятельно, в основном в бою; бедственное положение своих солдат Уэйти сравнил в одном письме с положением ссыльных на сибирской каторге. Когда конфедераты проиграли генеральное сражение на Индейской территории - битву при Хани-Спрингс 17 июля 1863 года (Уэйти в нем не участвовал, уйдя в рейд), на какое-то время индейцы остались предоставленными сами себе. За самих себя они и воевали. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все успехи Стэнда Уэйти при его более чем скромных возможностях оказались сугубо тактическими - ни убитые солдаты, ни захваченные караваны уже не могли остановить северян. Тем не менее, он считался одним из лучших командиров Юга на Трансмиссисипском театре военных действий.

Стэнд Уэйти капитулировал в Доксвилле 23 июня 1865 года, последним из генералов Юга. Победители-федералы вспомнили и его верную службу побежденным, и то, что чероки осмелились заявить о выходе из США. На этом основании были пересмотрены все прежние договоры. В 1866 году умер Джон Росс (после войны он вернулся к власти), а по новым соглашениям у чероки в очередной раз отбирали землю - сначала под строительство железной дороги, потом под резервации для других племен или даже без особого повода - по праву сильного. Уэйти было суждено пережить и личное горе: он потерял обоих своих сыновей, старший из которых - Сэледин - отличился в войне, сражаясь под отцовским началом. На исходе жизни Стэнд Уэйти отошел от политики. Скончался он в сентябре 1871 года в своем доме в Хани-Крик. Говорили, что главной причиной смерти стало - как и у «последнего рыцаря Юга» Роберта Ли - «разбитое сердце».

«Южные» чероки, в 1862 г. объявившие себя самостоятельным народом, считают себя им и сейчас. Стэнда Уэйти, как и Майора Риджа, они почитают как национального героя - настоящего воина, честно служившего делу, которое он считал своим.

Аркадий Абакумов.

Взято тут: http://america-xix.org.ru/personalia/watie.html
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/eternal_tom
Cpl. Tom Barlow
Admin
Cpl. Tom Barlow


Сообщения : 836
Дата регистрации : 2012-03-08
Возраст : 37
Откуда : Kharkov

Stand Watie (Стэнд Уэйти) Empty
СообщениеТема: Re: Stand Watie (Стэнд Уэйти)   Stand Watie (Стэнд Уэйти) EmptyПт Май 18, 2012 11:57 pm

Статья Джима Стебинджера, опубликованная в Wild West Magazine в октябре 1997 года. Копия здесь

Стэнд Уэйти, индеец из племени чероки, отличился в двух войнах. Однако оба раза он сражался на стороне проигравших.

... Ясность ума и хладнокровие никогда не изменяли этому человеку. Даже в тот день, когда его родственники погибли от рук своих же соплеменников, а теперь эти соплеменники шли по его собственному следу. Чтобы остаться в живых, просто необходимо сохранять спокойствие и ничем не выдавать своих чувств. Это Стэнд Уэйти усвоил твердо.

Его успел предупредить сын старого друга, который видел ту резню. Увиденное не лишило юношу храбрости: как ни в чем ни бывало, он поскакал к Уэйти. Он знал, где его искать - Уэйти держал небольшую лавочку на северо-востоке Индейской территории. Подозревая, что враги могут подслушивать, юноша громко спросил сахару, а затем, понизив голос, доложил о случившемся. Он указал также, где найти уже взнузданную лошадь. Уэйти осторожно выбрался из лавки и ускользнул. Его изгнание растянулось почти на шесть лет.

Серия убийств, совершенных утром 22 июня 1839 г., сделала Стэнда Уэйти единственным предводителем маленькой и презираемой группы чероки. В этом качестве он прожил всю оставшуюся жизнь. Племенное большинство возложило на Уэйти и его группу ответственность за ужасные события прошлого года, вошедшие в историю под названием “Дороги Слез”. “Предателям” вынесли смертный приговор. В тот день Стэнд потерял дядю, влиятельного вождя Майора Риджа, брата Элайса Будино (также известного под именем Бак Уэйти) и двоюродного брата, Джона Риджа. Прежняя жизнь для Стэнда кончилась. Именно тогда начался новый этап в его биографии, этап, полный опасностей и приключений, который в конце концов привел его на службу к конфедератам. Дважды оказавшись в лагере побежденных, он как никто другой знал, что такое рухнувшие надежды и ужас безысходности. Но вместе с тем судьба научила его не бояться поражений.

Его народ, чероки, находился в дальнем родстве со знаменитой Лигой ирокезов. В 1605 г. он насчитывал около 30 тысяч человек, которые занимали обширную территорию (сейчас это современные штаты Джорджия, Теннесси и западная часть Северной Каролины). Однако в XVII - XVIII вв.войны и эпидемии сократили численность чероки почти вдвое. К началу XIX в. их осталось около 16 тысяч. По соглашению 1802 г. власти штата Джорджия уступили государству часть земель (так появились штаты Алабама и Миссисипи), подразумевая, что “дикари” здесь не останутся, и федеральное правительство депортирует чероки на малоосвоенный Запад. Сами же индейцы решили остаться, и правительство им не воспрепятствовало. Большая часть племени посчитала, что единственная возможность остаться на родине - это ступить на “дорогу белого человека”. Индейцы активно занялись самообразованием, улучшением своего уровня жизни, и добились на этом поприще впечатляющих успехов.

Но “окультуривание” индейцев, по мнению белых, пошло не так, как планировалось. Процветающая община чероки жгла глаза “цивилизованным” жителям Джорджии. И они с удвоенной энергией возобновили попытки выдворить индейцев из “своего” штата.

Самые дальновидные из чероки сразу поняли, к чему идет дело, и потому примерно треть племени уже к 1820 г. переселилась на запад от Миссисипи. Под постоянным нажимом белых поселенцев они шли все дальше и дальше, пока, наконец, не осели в Оклахоме. Оставшиеся чероки решили защищать свои права в суде. Разгорелись ожесточенные споры по поводу того, имеют ли индейцы право остаться в Джорджии. Ко всему прочему, племя (в середине 1820-х гг. чероки на Юго-Востоке оставалось около 14 тысяч) оказалось под угрозой внутреннего раскола. До 20% членов племени уже настолько “окультурились”, что кое-кто из них превратился в богатых плантаторов-рабовладельцев.

Семья Уэйти, как и семья Риджей (иногда их называют общим словом "риджиты") как раз входила в эту новую индейскую аристократию. На их долю приходилась большая часть из примерно 1600 черных рабов, находившихся в собственности племени. Чероки-хозяева работали бок о бок со слугами, браки между ними не запрещались, а дети от них считались свободными.

Но только 8% чероки (и 1% чистокровных чероки) можно было считать рабовладельцами. Многие члены племени - возможно, благодаря влиянию миссионеров - относились к рабству отрицательно. К тому же, в отличие от племенной “элиты”, которая без труда могла устроиться и на Западе, у “традиционалистов” не было ни денег, ни желания переселяться.

В 1827 г. чероки создали свое централизованное правительство, чтобы лучше общаться с миром белых. На следующий год состоялись выборы президента, которого по традиции называли верховным вождем. Победил Джон Росс, и этот пост он сохранил до самой смерти (1866 г.). Россу тогда было 32 года. Родился он в Теннесси, и в его жилах текла по большей части шотландская кровь. Чероки он был всего на 1/8, но считал себя индейцем до мозга костей, и, как ни удивительно, пользовался невероятной популярностью у чистокровных соплеменников.

Главными соперниками Росса стали выходцы из старых, прославленных родов. Майор Ридж и его брат Дэвид Уэйти вели свое происхождение от великих вождей прошлого. Они оба обзавелись плантациями, женились на американках из благородных семей и были приняты в высшем обществе. В чем-то братья превзошли даже своих “цивилизованных” соседей - например, они писали чаще и грамотнее, чем большинство белых в то время. В 1919 г. был обнаружен семейный архив Риджей-Уэйти, состоявший из двух тысяч писем. В 1821 г. чероки Секвойя разработал индейскую азбуку, и вскоре почти все члены племени обучились грамоте. Когда начал писать наш герой, Стэнд Уэйти, мы не знаем. Те из его документов, которые сохранились до наших дней, написаны уже во время Гражданской войны.

Стэнд Уэйти родился в Джорджии, около 1806 г. О первых годах его жизни ничего не известно. Стэнд учился в школе при миссии, но, видимо, не так прилежно, как его брат Элайс Будино. Первоначально Элайса звали Бак (Олень) Уэйти, но он взял имя своего белого благодетеля. Элайс стал редактором национальной газеты "Чероки Феникс"; когда он уезжал по делам, брат иногда замещал его. Стэнду не везло в браке - он несколько раз вдовел (его домочадцев уносили болезни) и женился повторно. Деталей в семейном архиве не сохранилось.

Соперничество между "риджитами" и Джоном Россом начало набирать обороты после 1832 г. Большинство чероки, те, кто не переехал на Запад по договорам о переселении 1817 и 1819 гг., склонялись к тому, чтобы остаться, а Росс стал их главным идеологом. Клан “элиты”, напротив, полагал, что переселение - лучший выход. По мысли чистокровного индейца Майора Риджа и его сына Джона, только у образованных и зажиточных членов племени еще был какой-то шанс выжить в Джорджии. Тех же, кто не научился играть по правилам белых, все равно выселят, полагал Ридж. Неважно когда, неважно как - обманом или силой.

Обе партии обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Клан Риджей-Уэйти нашел поддержку у президента США Э. Джексона и его сторонников. Но “риджиты” не имели большинства в племенном совете чероки, где заправляли сторонники Росса. Им пришлось уйти в подполье.

Тучи сгустились окончательно, когда делегаты от обеих партий отправились в Вашингтон. Каждая привезла свои предложения. Президент Джексон сделал ловкий ход - он дал аудиенцию и тем, и другим, и подлил масла в огонь междоусобной борьбы. На сей раз противники обвинили друг друга во взяточничестве.

А в 1835 произошел открытый раскол. Клан Риджей участвовал в подготовке договора, по которому чероки обязывались переселиться на Запад за компенсацию в 5 млн. долларов. Племенной совет во главе с Россом отклонил договор и потребовал его пересмотра - в частности, “росситы” потребовали 20 млн. долларов компенсации. К октябрю 1835 г. стало ясно, что большинство племени поддерживает Росса. Стало ясно и то, что двадцати миллионов чероки не получат.

Тогда, в декабре 1835 года, клан Риджей-Уэйти решился на самоубийственный шаг. 29 декабря Майор Ридж, его сын Джон и братья Уэйти единственными из племенной элиты поставили свои подписи под договором в Нью-Эчоте (Джорджия). На подписание пришли всего несколько сот человек - от 300 до 500, что составляло не более 3% племени. Из них только около ста, по племенному законодательству, имели право голоса. Ни Росса, ни других власть имущих здесь и близко не было. То, что договор был откровенной фальсификацией, не у кого не вызывало сомнений. Даже сами американцы возмутились: против договора выступили даже такие убежденные противники индейцев, как Дэйви Крокетт и Дэниэл Уэбстер. Условия были такие: чероки в два года обязывались переселиться на Запад за компенсацию в 15 млн. долларов и 800 тысяч акров земли на Индейской территории (северо-восток нынешней Оклахомы и пограничная часть Канзаса). Сами “риджиты” (или, как их стали называть, “договорная партия”) считали, что им повезло - условия могли быть и хуже.

Однако почти все остальное племя думало иначе. Около 90% чероки сочли “договор” прямым унижением. Они пытались обжаловать его в Верховном суде Соединенных Штатов, и более того - суд признал договор недействительным. Но президент Джексон отказался его аннулировать. Отказался и следующий президент, М. Ван Бюрен. Поражение буквально застало врасплох “антидоговорную” партию Росса, и, когда договор вступил в силу, она не успела подготовить племя к переселению. В 1837 г. только 2 тысячи чероки уехали на Запад. Большинство осталось в Джорджии. Видимо, они никак не могли поверить, что их погонят с родной земли силой.</div>

А в 1838 г. их постиг страшный удар. Федеральные войска и ополчение штата Джорджия окружили чероки и под дулами ружей поволокли их на Индейскую территорию. Лишь маленькой группе удалось ускользнуть и спрятаться в горах. Начался трагический переход по “Дороге Слез” (сами чероки назвали его “Нунна дол Чуни” - “Дорога, на которой мы плакали”). Не менее четырех тысяч чероки пали жертвами болезней, голода, холода и утонченной жестокости ополченцев и солдат при молчаливом попустительстве командующего, генерала У. Скотта.

Но “риджитов” на Дороге Слез не было. Они переехали на Индейскую территорию одними из первых, в 1837 г. Путешествовали они со всеми удобствами, а по приезде вольготно разместились на лучших участках земли. Каково же было это видеть тем несчастным, кого пригнали сюда штыками? И взрыв не заставил себя ждать.

21 июня 1839 г. более сотни “росситов” тайно встретились в Дабл-Спрингс и вынесли руководству “риджитов” смертный приговор. Джон Росс и племенной совет не давали им соответствующих полномочий. Но и не помешали. Сейчас уже сложно выяснить, играл ли вождь племени какую-либо роль в заговоре. В принципе, он на самом деле мог ничего не знать. Мог знать, но не успел остановить кровопролитие. А может, и не хотел.

К Джону Риджу смерть пришла рано утром 22 июня. Заговорщики, числом до тридцати, ворвались в его дом у Хани-Крик (Медовый Ручей). Они выволокли Джона из постели во двор и зарезали на глазах у жены и детей. Всего на несколько часов пережил сына старый Майор Ридж. “Мстители” устроили засаду на холмике у дороги в графство Вашингтон, в Арканзас, и, когда Ридж подъехал, расстреляли его. Элайс Будино в то время помогал другу строить дом у Парк-Хилл – в нескольких милях от жилища Джона Риджа. Трое индейцев подошли к нему и попросили о медицинской помощи. Поскольку Будино был еще и врачом, он, не мысля худого, пошел с ними. Один из индейцев быстро прыгнул ему за спину и ударил ножом. Будино свалился, крича о помощи, и тогда другой индеец добил его топором.

Не должен был выжить и брат Будино, Стэнд Уэйти, но ему помогли друзья. Юноша, который не побоялся предупредить его, по всей видимости, был сыном преподобного С. Вустера – друга семьи.

Вождь чероки Джон Росс оказался в щекотливом положении. После событий 22 июня у него появился серьезный повод опасаться за свою популярность среди рядовых членов племени. Отреагировал же Росс так. На словах он осудил кровопролитие, но не сделал ничего, чтобы задержать убийц. Более того, он сам, вероятно, кое-кому помог скрыться. Разгневало это в первую очередь бывшего президента США, Джексона. У того, кого индейцы прозвали Острым Ножом, никак не получалось оставить чероки в покое. В своем письме к Уэйти он негодовал по поводу решения “тирана Росса и его самопровозглашенного совета”. Джексон выразил надежду, что “президент без колебаний воспользуется своим законным (!) правом защитить Вас и Ваших сподвижников от произвола и дьявольских планов Росса”.

Джексон так и остался двуличным. С одной стороны, он убеждал Уэйти заключить мир, а с другой – не прощать кровь родичей (“если добиться согласия не получится”). Именно так считал и сам Уэйти. Он вооружил своих сторонников, а Россу пришлось жаловаться в Вашингтон, что он даже спать ложится с оружием. Правительство, конечно, потребовало от Уэйти распустить его отряд, но этим все и закончилось.

И началась гражданская война, продолжавшаяся до 1846 г. Уэйти провозгласил смерть убийцам, и противники вцепились друг другу в горло. В племенных преданиях Стэнд Уэйти предстает героем - храбрым, хладнокровным и искусным воином. Особенно любили рассказывать о его дуэли с Джеймсом Фомэном, предполагаемым убийцей Майора Риджа. Враги встретились в одной лавке в Арканзасе, купили друг другу выпить, а затем был брошен вызов. Уэйти выбрал нож, Фомэн - кнут, за что и поплатился. Он получил серьезную рану, а когда попытался бежать, Уэйти застрелил его. За это ему пришлось предстать перед судом, однако он быстро оправдался.

На Территории Чероки воцарились хаос и беззаконие. Вот, например, типичные для того времени новости за неделю, которые сообщил Уэйти родственник: четыре убийства из мести (и два скальпирования), три повешения за прошлые убийства и два похищения. Тот же очевидец бесстрастно отметил: индейцы настолько свыклись с постоянным насилием, что “умер человек - было все равно что пес сдох”.

Мир был заключен только в 1846 г. Говорили, что Уэйти и Росс прилюдно пожали друг другу руки и поклялись строить дальнейшую жизнь вместе. Уэйти стал членом парламента чероки -- Национального Совета. Однако “золотое десятилетие” быстро закончилось – между белыми разразилась великая Гражданская война.

Уэйти сразу же заявил о поддержке Конфедерации; Росс сначала колебался. Но “серые мундиры” вскоре вытеснили “синих” с Индейской территории, и им удалось заключить союз с криками, семинолами, чикасо, чокто и более мелкими племенами. И Россу пришлось уступить.

Уэйти сформировал кавалерийский полк и вскоре отличился на службе у южан. Другим полком чероки командовал Джон Дрю. Всего за годы Гражданской войны серую форму надело около 3 тысяч чероки. Белые южане быстро приняли Уэйти за своего. Вот как отзывался о нем судья Д. Кайс из Оклахомы: “По моему мнению, генерал Стэнд Уэйти – один из самых храбрых и талантливых военачальников, и лучший солдат из всех индейцев. Он был мудр на советах и отважен в бою”,

Большую часть войны Уэйти партизанил - планировал налеты на поезда, караваны и базы кавалерии Союза. Он также участвовал в одном настоящем сражении.

7-8 марта 1862 г. полк Уэйти бился в составе армии генерал-майора Э. Ван Дорна в 16 тыс. человек. Ее бросили к Файетвиллю (Арканзас) с целью окружить правый фланг 12-тысячной армии северян под началом генерал-майора С. Кертиса. Кертис, занимавший удобную для обороны позицию в 30 милях к северо-востоку от Файетвилля, в Пи-Ридж, разгадал план неприятеля и атаковал сам. После двух дней упорных боев Ван Дорну пришлось отойти, но Уэйти при Пи-Ридж покрыл себя славой. Его конники отчаянной атакой захватили батарею северян, а затем прикрывали отход, всеми силами стараясь, чтобы он не превратился в разгром. Один из его солдат вспоминал: “Не знаю, как нам удалось захватить те пушки. Но за Уэйти можно было пойти даже в пасть смерти. Он отдал приказ и сам бросился вперед, а мы с боевым кличем ринулись за ним. Мы дрались, как тигры, каждый из нас против троих врагов. Видимо, Уэйти берегут духи - ведь все было против нас!”

После битвы при Пи-Ридж полк Дрю дезертировал. Уэйти, однако, остался верным делу Конфедерации. Не будучи солдатом, он показал себя великолепным вожаком партизанского отряда. “Стэнд Уэйти и его бойцы, вместе с конфедератами-криками и другими, сеяли ужас по всей округе, сжигая или разоряя все, что принадлежало индейским сторонникам северян”, - писал знаменитый антрополог Дж. Муни. 10 мая 1864 г. Уэйти получил чин бригадного генерала, а в июне 1865 г. капитулировал последним из офицеров-южан.

Вернулся он в полный хаос. Согласно Муни, война унесла жизни трети племени - из 21 тысячи чероки погибло 7 тысяч. Неудачи продолжали преследовать Стэнда Уэйти и дальше. Федеральное правительство отказалось признать его вождем племени. Не смог он и получить компенсацию за свое имущество, утраченное в ходе войн. Ему довелось пережить всех своих сыновей (сам он скончался 9 сентября 1871 г.), а в 1873 г. умерли две его молодые дочери.

Однако ветераны-южане и симпатизировавшие Конфедерации писатели сохранили легенду о нем. В их воспоминаниях Стэнд Уэйти представал примером абсолютной верности “Делу Юга”. Это качество в нем уважали даже враги, а именами “Стэнд” и “Уэйти” чероки стали называть своих детей.

Уэйти показал неувядаемую храбрость и энергию, верность идеалам, неизменный оптимизм и хорошее чувство юмора - по крайней мере, в глазах друзей и близких. Они рассказывали, что он ни разу не позволил себе сорваться, повысить голос. Конечно, он не был блестящим кавалером - его индейские солдаты часто опускались до пыток и скальпирования. Он рано стал на путь низких политических интриг. Но вместе с тем он не боялся отстаивать то, что считал правильным. Два раза путь, избранный им, привел к печальному исходу - путь “риджитов” и путь конфедератов. Да, он терпел поражения, - но никогда не сдавался. Он был настоящим “члаги” - храбрым воином и офицером Конфедерации.

Взято тут: http://maj-buzzard.livejournal.com/5230.html
Вернуться к началу Перейти вниз
http://vk.com/eternal_tom
 
Stand Watie (Стэнд Уэйти)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Военно-исторический клуб ''Gettysburg'' :: История Гражданской войны в США :: Выдающиеся полководцы :: Армия Конфедерации-
Перейти: